Если важен результат!    Главная     О нас      

Три мифа об аудите Статьи Контакты Результаты

Тел./факс (351) 264-62-28, Тел. 727-71-03, 230-55-10, 270-02-44

Схемы в страховании

Продолжаем серию публикаций аудиторской фирмы "ФЕНИКС-аудит" относительно налоговых оптимизаций.

Хочу остановиться на некоторых из схем минимизации налогов в страховании, которые могут становиться средством для уклонения от уплаты налогов.
Законодательство России признаёт право налогоплательщика на уменьшение налоговых обязательств. Однако это право не безгранично. Налогоплательщик имеет право только на те методы уменьшения налоговых обязательств, которые не запрещены законодательством. Нарушения пределов налоговой оптимизации квалифицируется как налоговое правонарушение или преступление в сфере экономической деятельности.
Примеров нарушения пределов оптимизации можно привести много. Объектом для нарушения закона, нередко становится перестрахование, когда за счет перестрахования риска часть денег выводится из-под налогообложения.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. 967 Гражданского кодекса Российской Федерации перестрахование возможно только между страховщиками (перестрахователем и перестраховщиком).
Страховщиками признаются юридические лица, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности. Кроме того, исходя из существа перестрахования (ст. 929 и 967 ГК РФ) страховщик, заключающий договор перестрахования (перестрахователь), должен иметь имущественный интерес - риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы.

Для выведения средств из-под налогообложения используется разные схемы. Имеют место случаи, когда договоры перестрахования заключаются со страховыми организациями, у которых лицензия отозвана. Налоговыми органами прослеживается вся "цепочка", которая может заканчиваться компанией, которая уже не существует. В таких ситуациях расходы признаются экономически необоснованными, со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде штрафов и пеней. А при выявлении возможной взаимозависимости применяются санкции к страховщику, так как он уменьшил свою налогооблагаемую базу на сумму премии, переданной в перестрахование.
Проведенный Минфином России анализ (письмо № 24-00/КП-52) показал, что отдельные страховщики заключают договоры перестрахования с организациями - нерезидентами Российской Федерации, которые страховщиками не являются (перестрахование за рубежом). Схема выглядит так: риск "перестраховывается" в компании, которая по законодательству той страны, в которой она находится, не имеет статуса страховой компании. В таком случае при проверке компания-цессионер не может предоставить документы, подтверждающие, что риск передан именно страховщику. При проверке такой схемы очень часто видно, как деньги возвращаются обратно в Россию: страховая компания за рубежом, которая приняла перестрахование, затем передает его в перестрахование в российскую компанию, которую постигает участь, описанная выше - завершая цепочку вывода денег из-под налогообложения, она перестает существовать.

В подобных случаях налоговики выясняют экономическую обоснованность расходов: почему, при свободе выбора страховой компании, риски были переданы именно тому перестраховщику, у которого нет активов.
Операции по договорам перестрахования, заключенным с указанными выше нарушениями, не должны учитываться в бухгалтерском учете и отражаться в бухгалтерской отчетности страховщика, как перестраховочные операции, а договоры перестрахования, заключенные с зарубежными организациями, не являющимися страховщиками, или при отсутствии имущественного интереса у перестрахователя, не относятся к договорам перестрахования.

Для выявления схем налоговые органы делают запросы о движении денежных средств по счетам (чтобы проследить движение денежных потоков), выясняют взаимоотношения компаний между собой. В случае предполагаемых нарушений налоговые органы могут проводить следующие мероприятия: истребование документов; осмотр; выемка (изъятие) документов; встречные проверки всех компаний, участвующих в перестраховании этого риска; привлечение свидетелей, специалистов; проведение экспертиз.
По запросу налоговых органов в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках часто участвуют органы внутренних дел, которые, в рамках выполнения задач оперативно-разыскной деятельности, могут осуществлять следующие мероприятия по выявлению, пресечению и раскрытию налогового преступления: осмотры (обследование) помещений; изъятие документов; опрос налогоплательщика, опросы застрахованных и или его представителей; сбор образцов для сравнительного исследования предметов и документов с последующим обязательным составлением специалистами экспертного подразделения соответствующей справки; и другие оперативно-разыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Если налоговые органы докажут экономическую необоснованность расходов, то премия, переданная за перестрахование, будет признана не подпадающей под понятие расходов, начисляются налоги и пени за несвоевременность их уплаты, а так же взыскиваются штрафные санкции. Поэтому при осуществлении налоговой оптимизации следует использовать только законные методы уменьшения налоговых обязательств, придерживаться принципа разумности, что означает "все хорошо - что в меру", не строить свои методы налоговой оптимизации на использовании пробелов в законодательстве, а так же - уделять пристальное внимание документальному оформлению операций.И еще - не верить ни в какую чудодейственную схему. Результата можно добиться только при использовании всех методов в комплексе, кроме того, нужна хорошая постановка бухгалтерского учета и эффективный документооборот.

"Уральский инвестор" №1, январь 2006 г.

Аудиторские услуги
   Аудит
   Налоговый аудит
   Проведение ревизии
Бухгалтерские услуги
   Постановка бухучета
   Бухгалтерский учет
Юридические услуги
   Арбитраж
   Регистрация юр. лиц и ИП
   Внесение изменений
   Ликвидация юр. лиц и ИП
   Перерегистрация ООО

   Приведение в соответствие учредительных документов в связи с внесением изменений в ГК РФ с 01.09.2014

   Аутсорсинг
   Налоговые споры

Прайс-листы
   Бухгалтерский учет
   Юридические услуги
   Консультационные услуги

Справочная информация
   Юридическим лицам
   Индивидуальным            предпринимателям
   Налоговый календарь

Типичные ошибки
Вопрос-ответ
Учетная политика
Законодательство
Формы документов

Координаты ИФНС, ПФ, ФСС
Новое в законодательстве





     Нам ценно доверие наших клиентов.


г. Челябинск, ул. Энгельса 47-Б