Если важен результат!    Главная     О нас      

Три мифа об аудите Статьи Контакты Результаты

Тел./факс (351) 264-62-28, Тел. 727-71-03, 230-55-10, 270-02-44

Типичные ошибки, часть 7

1 2 3 4 5 6 7

Характер нарушения:
Неправильное исчисление и отражение амортизации в бухгалтерском и налоговом учете:
- Неправильное отнесение имущества к амортизируемому;
- Неверное определение срока полезного использования объектов основных средств, которое приводит к неправильному исчислению суммы амортизации и соответственно искажению себестоимости произведенной продукции (работ, услуг) и финансовых результатов;
- Не выполнение требований, изложенных в учетной политике организации по способам начисления амортизации;
- Неверное начисление амортизации по объектам недвижимости.

Что нарушено:
Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н (ПБУ 1/98);
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утвержденное приказом МФ РФ 30.03.2001 № 26н (в редакции изменений и дополнений) Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001г. № 2689 (ПБУ 6/01).

В соответствии с п.21 ПБУ 6/01 в бухгалтерском учете начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был принят к учету.
А в налоговом учете амортизацию начинают исчислять с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором объект был введен в эксплуатацию.

По недвижимому имуществу, требующему государственной регистрации, порядок начисления амортизации приведен в Методических указаниях.
Чтобы начать начислять амортизацию по такому имуществу, нужно выполнить четыре условия:
- капитальные вложения в объект недвижимости должны быть закончены;
- оформлены документы по приемке-передаче объекта;
- объект введен в эксплуатацию;
- документы переданы на государственную регистрацию.
Если все условия выполнены, амортизацию можно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию.
Объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию, учитываются в составе капитальных вложений (п.41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 32н). Амортизацию по ним разрешено начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их ввода в эксплуатацию. Методические указания допускают переводить фактически эксплуатируемые объекты недвижимости, документы по которым переданы на государственную регистрацию, в состав основных средств, выделяя их на отдельном субсчете к счету 01 "Основные средства".

Сроки полезного использования объектов основных средств установлены Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Им можно руководствоваться в налоговом и в бухгалтерском учете.


Характер нарушения:
Неверная классификация объектов основных средств: имущество, учтенное в составе объектов основных средств, фактически не относится к основным средствам.

Что нарушено:
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утвержденное приказом МФ РФ 30.03.2001 № 26н (в редакции изменений и дополнений) Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001г. № 2689 (ПБУ 6/01).

В соответствии с п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, приобретенное имущество признают основным средством в бухгалтерском учете, если одновременно выполняются следующие условия:
- приобретенный объект используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- объект используется в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующей перепродажи приобретенного объекта;
- способность приобретенного актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

На практике встречаются ситуации, когда некоторые условия признания основного средства не выполняются, но бухгалтеры относят объект к основному средству. Например, фирмой может быть приобретено имущество, которое вроде бы и служит больше года и не предполагается перепродавать его. Но оно не используется в производственных или управленческих нуждах, например, картина, цветы, холодильник, микроволновая печь, электрический чайник. Только обосновав их "производственную необходимость" документально, можно включить такие объекты в состав основных средств.

Так же дело обстоит и в налоговом учете. Поскольку расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены (ст.252 Налогового кодекса РФ), то кроме стандартного пакета документов (договор, накладная, счет-фактура), лучше обосновать целесообразность приобретения такого имущества внутрифирменным документом (приказом, распоряжением и т.п.). Также "производственную необходимость" в каком-либо имуществе могут подтвердить специализированные фирмы.

Сроки полезного использования объектов основных средств установлены Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Им можно руководствоваться в налоговом и в бухгалтерском учете.

Каждое основное средство надо принимать к учету как отдельный инвентарный объект. Сложности возникают с основными средствами, работающими только комплексно, например, компьютер, сканер и модем. Многие налоговики настаивают на том, что подобное оборудование может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Следовательно, такие предметы надо учитывать в составе единого инвентарного объекта. С такой позицией можно поспорить. Во-первых, только в ПБУ 6/01 есть предписание о том, что любые предметы, которые имеют общее управление, могут работать только в составе единого комплекса, должны быть учтены как один объект. В Налоговом кодексе РФ ничего подобного нет. Во-вторых, тот же модем или принтер могут использоваться не одним, а несколькими компьютерами. И тогда вообще непонятно, о каком "комплексе" может идти речь. Незаконность требований налоговиков подтверждают и суды, например, ФАС Московского округа от 25 июля 2001 г. по делу N КА-А41/3098-01 решил, что вопрос о том, каким образом учитывать периферийные устройства (процессор, монитор, принтер) - в комплексе или отдельно, - должен решить руководитель организации. ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 3 марта 2003 г. по делу N А42-6402/02-С4 постановил, что каждый компьютерный монитор является самостоятельным объектом бухгалтерского учета.

К тому же п.6 ПБУ 6/01 позволяет учитывать составные части одного объекта как самостоятельные инвентарные объекты, если они имеют разные сроки полезного использования. Поэтому не будет ошибкой, если монитор, принтер, компьютер оприходовать в учете как отдельные основные средства.




Решение налоговых споров. Арбитраж
Инвестиционный аудит
Аудит НДС

Аудиторские услуги
   Аудит
   Налоговый аудит
   Проведение ревизии
Бухгалтерские услуги
   Постановка бухучета
   Бухгалтерский учет
Юридические услуги
   Арбитраж
   Регистрация юр. лиц и ИП
   Внесение изменений
   Ликвидация юр. лиц и ИП
   Перерегистрация ООО

   Приведение в соответствие учредительных документов в связи с внесением изменений в ГК РФ с 01.09.2014

   Аутсорсинг
   Налоговые споры

Прайс-листы
   Бухгалтерский учет
   Юридические услуги
   Консультационные услуги

Справочная информация
   Юридическим лицам
   Индивидуальным            предпринимателям
   Налоговый календарь

Типичные ошибки
Вопрос-ответ
Учетная политика
Законодательство
Формы документов

Координаты ИФНС, ПФ, ФСС
Новое в законодательстве





     Нам ценно доверие наших клиентов.


г. Челябинск, ул. Энгельса 47-Б